Как работает ГБО?

 

Принцип работы ГБО очень прост. Газ хранится в герметичном баллоне, который устанавливается, как правило, на место запасного колеса или в багажник, иногда – под днище автомобиля, на крышу или в салон. Оттуда газ под давлением поступает в редуктор, где он под действием температуры испаряется и уже в так называемой паровой фазе поступает через дозатор в смеситель.

В смесителе газ смешивается с воздухом – это называется рабочая смесь, которая уже направляется в камеры сгорания.

Для безопасности работы система также оборудуется автоматической защитой, которая перекрывает подачу газа при отсутствии искры. Кроме того, перед редуктором обязательно устанавливается электромагнитный клапан для отключения подачи газа.

Для переключения автомобиля с бензина на газ в салон выводится коммутатор, который в зависимости от того, инжекторного или карбюраторного типа автомобиль. можно зафиксировать в трех или двух положениях: «газ», «бензин» или «газ», «бензин» и «ничего»

Коммутатор, помимо его основной функции, можно также использовать в качестве дополнительного противоугонного средства – если его снять перед тем, как оставлять автомобиль на парковке, автоматически перекроются и клапан газа, и клапан бензина. Соответственно, машина не заведется. Снять коммутатор и установить его обратно очень просто и по силам любому автомобилисту.

 

Комплектация ГБО

Баллон. Баллоны используются для хранения сжиженного газа и бывают цилиндрической и тороидальной формы, последние могут быть внешними и внутренними, а также полнотелыми. В зависимости от потребности и имеющегося в автомобиле пространства размер баллона подбирается индивидуально под каждый автомобиль.

Изготавливаются баллоны из прочной стали толщиной 3-4 мм, благодаря чему изделие выдерживает давление 16 атмосфер, которое считается для большинства баллонов рабочим. На самом деле газ в баллонах, как правило, находится под давлением около 10 атмосфер.

При заправке заполняется не более 80% объема баллона, оставшееся пространство оставляется под воздушную подушку, которая обеспечивает безопасность в случае расширения газа из-за повышения температуры.

Мультиклапан. Это устройство крепится к горловине баллона и состоит из системы клапанов.

Через мультиклапан, который обязательно укомплектован датчиком газа, контролируется заправка баллона – прекращается подача газа, когда баллон заполнен на 80% и в то же время не допускается выход газа обратно. Так называемый скоростной клапан прекращает подачу газа в случае обрыва трубопровода, подрывной клапан выводит газ порционно наружу, если давление в баллоне превышает допустимые нормы. Также подачу газа в баллон и двигатель можно перекрыть вручную с помощью двух запорных вентилей.

Кнопка переключения. С помощью кнопки автомобиль переключается с одного вида топлива на другое. Также на ней виден уровень газа в баллоне. Кнопка крепится, как правило, на панели управления в салоне автомобиля.

Фильтры. В ГБО используются фильтры жидкой и паровой фазы. Фильтр жидкой фазы также называют фильтром грубой очистки – он очищает газ от грубых частиц и крупного мусора.

Фильтр паровой фазы– это фильтр тонкой очистки, который устанавливается перед форсунками и защищает их от маслянистых веществ, образующихся при переходе газа из жидкой фазы в паровую.

Редуктор. В редукторе газ нагревается до температуры испарения и трансформируется из жидкой фазы в паровую. Редуктор также оснащается клапанами, которые блокируют подачу газа при выключенном зажигании.

Форсунки. Функция форсунок – дозированная подача газа в паровой фазе непосредственно в двигатель. Форсунки бывают штокового и мембранного типа и различаются также по сопротивлению на катушке и скорости срабатывания. Количество форсунок в системе соответствует количеству цилиндров в двигателе.

Контроллер. Контроллер или электроника – это мозги ГБО. Устройство считывает информацию со всех датчиков и на основе полученных данных контролируют работу системы.

 

ВЗУ (выносное заправочное устройство). Используется для подключения к заправочной колонке и чаще всего врезается в люк бензобака.

 

Что такое ВЗУ?

ВЗУ - это Выносное Заправочное Устройство. Это типа разъема, через который газ заправляется на заправке в Ваш баллон. Как правило ВЗУ ставиться снаружи машины под бампером со стороны, противоположной выхлопной трубе. Кроме того ВЗУ может быть составной частью мультиклапана, или быть установлено внутри багажника. У иномарок практикуется врезание ВЗУ в задний бампер.

 Что такое ГК?

ГК - это газовый клапан. Служит для перекрытия подачи газа в двигатель. Представляет собой соленоид, часть совмещен с фильтрующим элементом. Устанавливается в капоте автомашины.

Что такое БК?

БК - это бензиновый клапан служит для перекрытия подачи бензина при езде на газе. Ставиться, как правило на карбюраторных автомобилях максимально близко к карбюратору. На инжекторных автомобилях роль БК выполняют реле, которые отключают бензонасос или отключают питание от форсунок впрыска двигателя.

 

Что такое редуктор?

Редуктор — это обязательная составная часть ГБО. Дело в том, что газ на заправке заправляется в баллон под давлением в 10–15 атмосфер. Кроме того, газ в баллоне находиться не в парообразном , а в сжиженном  виде. Эта жидкость под давлением поступает в редуктор через газовый клапан. В редукторе давление газа  понижается, так же происходит процесс перехода газа из жидкого в парообразное состояние. Поэтому редуктор ещё называют-редуктор испаритель.

Что такое испаритель?

Как правило испаритель совмещен с редуктором в одном корпусе. Проблема в том, что когда в редукторе идет понижение давления с 10-15 атмосфер до атмосферного давления, выделяется много холода (есть такая наука - физика, вот там и ищите объяснение, а сейчас верьте на слово). Для того чтобы редуктор не обмерз его подогревают тосолом системы охлаждения двигателя. 

Что такое смеситель?

Смеситель (он же распылитель) - это устройство которое смешивает газ поступающий от редуктора с воздушным потоком впускного коллектора. Смеситель может ставиться до дроссельной заслонки и после нее. Смесители бывают различного вида. Самый простейший смеситель - это простая трубка и одним или множеством отверстий. Так же бывает "фирменные" смесители для различных видов двигателей.

 

Что такое "конденсат"?

Конденсат - это добавка к газовому топливу. Сам по себе пропан-бутан не имеет запаха. Для того чтобы сразу были видны утечки в газ добавляется хитрая вонючая гадость с умным названием "МЕТИЛМЕРКАПТАН". Так вот эта штука и придает газу его неповторимый аромат. Кроме того, что эта гадость пахнет она еще и не испарятся. Она представляет собой маслянистую жидкость которая имеет свойство накапливаться в некоторых редукторах и ее надо периодически удалять от туда.

Что такое "отсечка"?

Отсечка - это свойство мультиклапана ограничивать количество заправляемого в баллон газа. Дело в том, что газ в баллоне имеет свойство расширяться при повышении температуры. И для того, чтобы баллон не "расперло" обязательно наличие в баллоне свободного места. Как правило это "свободное место" должно быть 20% от емкости баллона. Вот отсечка как раз и ограничивает количество заправленного газа чтобы оставалось это "свободное место". Как бы Вам не хотелось использовать ПОЛНОСТЬЮ емкость Вашего баллона, не стоит отключать эту отсечку!

 

Какой газ используется в качестве топлива в ГБО?

  • На автомобилях получили распространение два вида горючего газа: сжатый природный и сжиженный нефтяной. Природный газ нашел применение в качестве топлива на крупных автомобилях – грузовиках и автобусах, поскольку он требует больших заправочных емкостей и более сложной системы питания.
  • Легковые автомобили используют сжиженный нефтяной газ, для которого не нужны большие баллоны и сложная топливная аппаратура. Этот газ – смесь пропана и бутана, которая получается на нефтеперерабатывающих заводах в виде побочного продукта производства. На заправочные станции газ поставляется в смеси “летняя”, которая состоит на 45-55% из пропана, и “зимняя”: содержит 85-95% пропана.

Заменит ли ГБО обычную систему питания, ее придется снимать?

  • ГБО позволяет ехать только на газе, не используя бензин. Но штатная система питания не демонтируется. Обе системы (бензиновая и газовая) существуют параллельно. Может работать то одна, то другая.

Что из себя представляет ГБО?

  • Основными частями системы ГБО являются баллон, редуктор-испаритель и смеситель “газ-воздух”. Из баллона по магистрали газ поступает в редуктор-испаритель, который понижает давление с 16 до 1-2 ат, переводя газ в парообразное состояние. После этого летучий газ идет по магистрали в смеситель, где перемешивается с воздухом: готовая горючая смесь всасывается в цилиндры двигателя.
  • За переключение с бензина на газ и наоборот отвечают управляемые кнопкой из салона электромагнитные клапаны, один из которых стоит в газовой, а другой – в бензиновой магистралях. Для заправки баллона существует вентиль со стандартным разъемом под штуцер “пистолета” ГЗС.

Какие преимущества дает переход на газ?

  • Прежде всего, на установку ГБО идут, чтоб экономить на топливе – газ, в среднем, в 2 раза дешевле бензина (подробнее ниже). Есть и технические плюсы газа. Пропан-бутановая смесь имеет октановое число 105 – это больше чем у любого бензина.
  • Газ сгорает в цилиндрах двигателя без детонации, ровно и полностью, не смывает масляную пленку, образуя гораздо меньше нагара на стенках и свечах. За счет этого двигатель работает в более благоприятных условиях, отчего его ресурс вырастает на 30-40%. Особенно это заметно по времени “жизни” лямбда-зонда и катализатора, которые при езде на газе служат вдвое и дольше и даже более. А это тоже хоть и косвенная, но экономия: как минимум, на “промывках”, как максимум – на крупном ремонте.

Каковы же недостатки использования газа?

  • При использовании газа в качестве топлива мощность двигателя снижается на 10-15%. При этом расход газа оказывается на 15-30% больше, чем бензина. Газобаллонное оборудование увеличивает массу автомобиля на 45-70 кг. Баллон занимает место в багажнике или грузовом отделении. Газ более взрыво- и пожароопасен, чем бензин. И, наконец, установка ГБО требует финансовых затрат.

На какой автомобиль можно установить ГБО?

  • Теоретически на газ можно перевести любой двигатель. В том числе турбированный и дизельный. Правда, для дизельных двигателей, газ не так актуален, как для бензиновых.
  • Нет особых проблем и с типом кузова. Владельцам седанов проще всего – стандартный цилиндрический баллон без особого ущерба свободному пространству ставится в глубину багажника, за спинку задних сидений. Для хэтчбеков и универсалов используют тороидальные баллоны, которые ставятся в нишу “запаски”. Есть варианты и с двумя небольшими “боковыми” баллонами, размещаемыми по разным сторонам багажного отделения.

Сколько времени занимает заправка баллона газом?

  • Приблизительно от 4 до 7 мин.

Кто производит ГБО и сколько оно стоит?

  • Сейчас на рынке ГБО лидируют итальянские производители: Bedini, Landi Renzo, Lovato, Marini, Tartarini, Zavoli и др. Есть на рынке и продукция турецких (Voltran), венгерских (Kargas, Longas) и польских (Elpigas) фирм. Активно работают российские производители – такие, как “Компрессор”, НЗГА, “Полиавто” и “САГА”.
  • Цены на ГБО начинаются от 3600 грн. за простые системы для карбюраторных машин. Сложная, электронная система с распределенным впрыском газа, с большим количеством дополнительных блоков и датчиков, стоит в районе 4000-10000 грн. и выше. Как правило, система для трех-семилетней инжекторной иномарки стоит 5200-8500 грн. плюс от 800 до 2000 грн. за установку ГБО.

Можно ли демонтировать ГБО, без ущерба для автомобиля?

  • Можно. Но демонтаж, особенно электронных систем, требует квалификации. Поэтому, если есть желание отказаться от газа, то разумнее снять только баллон, что несложно сделать самому. Аппаратура же под капотом и магистрали не помешают, и их можно не снимать.

Насколько опасно использование газа в качестве топлива?

  • Сейчас техника, конечно, продвинулась вперед. Современное электронное ГБО имеет датчики утечки газа и возгорания, систему сброса давления при аварии и систему пожаротушения. В конструкции баллонов применяются специальные слоистые материалы и ячеистые наполнители, снижающие взрывоопасность. По утверждению производителей, сейчас машины с ГБО не опаснее бензиновых.
  • Тем не менее, у автомобиля с газобаллонным оборудованием, особенно при аварии, больше риск возгорания и взрыва.

 

Правда ли, что в автомобиле с ГБО ужасно пахнет?

  • Чем качественнее уплотнения в клапанах, вентиле, магистралях, редукторе-испарителе и смесителе – тем меньше выхлоп. Современные исправные системы почти не распространяют запаха. Но все-таки, в багажнике, где стоит баллон, или под капотом, больше или меньше, но пахнет всегда.

Можно ли курить в машине с ГБО?

  • При несильном запахе газа зажженная сигарета в салоне прямой опасности не представляет. Вспомните “газовые такси” 80-х годов, где пассажиры просто задыхались от вони, а таксисты при этом смолили вовсю, но ни кто вроде не взлетел на воздух.

Сколько можно сэкономить при использовании ГБО?

  • Посмотрим цены на топливо. На момент написания материала, средняя цена 1 л 92-го бензина составляла 9.30 грн., 95-го – 9.60 грн. За 1 л сжиженного газа на ГЗС просят 5.40 грн. Возьмем теперь “среднестатистическую” машину, расходующую 12 л бензина на 100 км (с учетом городского цикла). Газа она “съест” больше – примерно 14.5 л. Таким образом, за 100 км пути на 92-м бензине придется заплатить 111.60 грн., на 95-м – 115.2 грн., а на газе – 78.30 грн.
  • Отсюда получаем экономию: 33.30 грн. на 100 км на 92-м бензине и 36.9 грн. – на 95-м. Из чего следует, что система за 5200 грн. с установкой окупит себя через 14092 км пробега для 95-го бензина, а для 92-го – через 15615 км. Если учесть, что при прогреве автомобиля используется бензин, то, в среднем, ГБО 4-го поколения полностью окупается за 18-20 тысяч километров пробега, ГБО 3-го поколения - за 10-12 тысяч километров пробега.

*Более актуальный расчет под вашу машину вы можете сделать с помощью нашего «Калькулятора окупаемости ГБО» на главной странице сайта автосервиса - http://auto-service.kr.ua

 

Расход газа относительно бензина. Динамика на газе.

По многочисленному опыту и по описанию множества установок принято считать, что нормальный расход газа составляет от 100 до 110 % расхода бензина, то есть если у вас расход газа больше расхода бензина более чем на 10% - надо искать причину такого явления. Иногда (на продвинутых системах) расход газа равен расходу бензина. По поводу динамики - в идеале динамика на газе должна быть одинаковой с динамикой на бензине. Очень редко бывает так, что динамика на газе лучше чем на бензине (хотя бы потому, что на бензине машина едет хуже, чем должна). Чаще всего бывает так, что динамика на газе чуть хуже, чем на бензине, это нормально и с этим надо смириться или поменять свое ГБО :)

Как правило принято считать, что нормальный расход газа при использовании ГБО на 10-15% больше расхода бензина, без потери мощности (только на 4-поколении).

По поводу динамики. В идеале динамика на газе должна равняться динамике на бензине. Очень редко бывает так, что динамика на газе лучше, чем на бензине. Чаще всего динамика на газе чуть хуже, чем на бензине, и это нормально. С этим нужно либо смириться, либо заменить свое ГБО более продвинутым .

Каков срок службы ГБО?

  • Основные узлы системы – баллон, редуктор, электроника – сами по себе служат столько же как, например, головка блока цилиндров. Но вот различные прокладки и уплотнения клапанов, соединений в магистралях придется менять не реже чем раз в 2-3 года, а возможно, и чаще.

Нужно ли проходить специальное ТО для газового оборудования?

  • Нужно. У автомобилей с ГБО раз в полгода на станции, имеющий сертификат на такие работы, делается осмотр системы на предмет утечек. Если система электронная, то проводится и диагностика блока. Обязательно проверяются баллоны: первая проверка делается через 10 месяцев со дня продажи, а затем – каждый год-два (согласно обозначенной в талоне дате).

 

Стоит ли ставить ГБО (газобаллонное оборудование)?!

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Надо считать в каждом конкретном случае. Надо знать стоимость установки оборудования и прикинуть ее окупаемость, с учетом того, что, как правило расход газа больше расхода бензина на 10%. Существует общее мнение, что если ежегодный пробег меньше 10000 км, то ставить ГБО не стоит.

Ставить или не ставить?

По сей день ведутся споры по поводу ставить или не ставить газобаллонное оборудование(ГБО) на авто. Во-первых, некоторые считают это ниже своего достоинства (я что нищий), другие просто не знают, что газ можно использовать на их авто в виде топлива.Во-вторых, многие автовладельцы пугаются услышав ужасные вещи об прогарах клапанов,  взрывах в коллекторе и глушителе, снижении моторесурса, динамики, скорости.

Что тут можно сказать? Такое предвзятое мнение о газобаллонном оборудовании(ГБО), основано на недостоверной технической информации.

В-третьих, вопрос цены: когда люди узнают цены на переоборудование машины на газ пугаются, а стоит ли это делать, но когда люди начинают считать,они понимают, что это реально. Экономия получается очень хорошой.

Влияет ли наличие ГБО на работу на бензине?

Ответ на этот вопрос однозначен - правильно установленной оборудование НИКАК не влияет на работу на бензине. Если это не так, что надо пинать установщиков!!! Хотя допускается такой момент - если смеситель установлен над карбюратором, он может чуть обогащать смесь на бензине, так как частично перекрывает подачу воздуха. НО это может сказаться только на расходе бензина но никак не на качестве работы мотора на бензине.

Как влияет ГАЗ на клапана?

Этот вопрос тоже не имеет чёткого ответа. В  теории клапана работают в более теплонагруженном режиме, поэтому их ресурс должен уменьшаться. Однако практика показывает, что езда на газе никак не влияет на состояние клапанов. Точнее, не влияет езда на правильно настроенном оборудовании и правильно отрегулированных зазорах клапанов (если нет гидрокомпенсаторов). Катайтесь на газе и не думайте ни про какие клапана!

 

Куда лучше ставить ВЗУ?

По ГОСТу на газовые установки ВЗУ надо ставить строго под бампером и с противоположной стороны от выхлопной трубы. Но жизнь сложная штука и не всегда получается жить по всем правилам. На сегодня известно три вида креплений ВЗУ: 

Первый - это наружный, или под бампером или врезанный сразу в бампер (импортные ВЗУ предназначены именно для этого). К этому же типу можно отнести вариант крепления ВЗУ рядом с бензиновой заправочной горловиной (под одной крышкой). Так же иногда ВЗУ крепят на фаркоп. К недостаткам этого типа крепления можно отнести тот факт, что ВЗУ подвержено воздействию грязи и воды и на заправке приходится пачкаться, кроме того в газ может попасть грязь с ВЗУ, да и само ВЗУ повержено коррозии. Плюсом данного крепления является то, что в багажник не попадают остатки газа, которые выбрасываются из заправочного пистолета в момент его отсоединения. 

Второй способ - это крепление ВЗУ внутри багажника. Бывают даже мультиклапаны с встроенным ВЗУ (это плохо). ВЗУ можно закрепить внутри багажника где-нибудь сбоку, чтобы ВЗУ не мешало нормальной эксплуатации багажника. Плюсом этого способа является то, что ВЗУ всегда сухое, чистое и не подвержено коррозии. Минусы в том, что это не соответствует ГОСТу и основной минус - при отсоединении заправочного пистолета остатки газа попадают в багажник, из-за этого появляется запах газа в салоне. Если смириться с этим фактом, что можно признать этот способ более приемлемым чем первый. 

И наконец тритий способ - это способ сочетает в себе все плюсы предыдущих и лишен всех их минусов. Смысл этого способа в том, что ВЗУ находится на конце гибкого шланга длиной примерно 1-1,5 метра. Другой конец этого шланга закреплен на мультиклапане. При таком подключении ВЗУ всегда сухое и чисто (так как при езде оно находится в багажнике, и благодаря гибкости шланга можно положить этот шланг с ВЗУ так, что он не будет мешать эксплуатации багажника.), при отсоединении заправочного пистолета остатки газа не попадают в багажник (заправка происходит за пределами багажника). Все же у этого способа есть два небольших минуса - этот способ не соответствует ГОСТу (а оно Вам надо?), и второе - повышенный требования в шлангу. Давление в этом шланге может быть 15 атмосфер, так что нужен хороший шланг. Идеально подходит так называемый "кислородный" шланг от газовой сварки.

 

Какие бывают баллоны?

Скажу сразу каких баллонов не бывает. Не бывает угловатых баллонов, все газовые баллоны округлые (это тоже физика). Баллоны бывают двух видов - цилиндрические и тороидальные. Цилиндрические бывают различного диаметра и различной длины. При наличии времени и денег можно подобрать баллон практически любой емкости. Тороидальные баллоны как правило небольшого объема и предназначены для установки в нишу запасного колеса. Их полезный объем, как правило не более 40 литров. 

 

Разница между пропаном и метаном.

Существуют два типа газового топлива — пропан и метан. Пропан — это сжиженный нефтяной газ (транспортируется под давлением 10-15 атмосфер). Метан — это природный газ (в машине под давлением 200 атмосфер). Из за такой разницы давления требуются разные баллоны. Для пропана достаточно металлического баллона с толщиной стенок 4-5 мм, а для метана баллоны нужны гораздо толще. Это накладывает ограничения на использование метана в легковых автомобилях. Для метана требуются прочные баллоны способные выдержать такое давление.  Теперь о запасе хода. Пропан измеряется в литрах.  В стандартный (50-ти литровый) пропановый баллон входит 40 литров сжиженного газ, расход пропана чуть (на 10%-15%) выше чем на  бензине. Метан измеряется в кубометрах. Кроме того у метановых установок гораздо более высокие требования к безопасности. Исходя их этого чаще всего на легковые автомобиля ставит пропановое оборудование.

Какое бывает ГБО (инжекторное, эжекторное)?

Газовое оборудование бывает двух типов ИНЖЕКТОРНОЕ и ЭЖЕКТОРНОЕ. Отличие у них принципиальное: у инжекторного оборудования газ подается в двигатель под давлением, а у эжекторного оборудования газ "засасывается" в двигатель разряжением (как бензин в карбюраторе).

 

Отключать ли бензонасос у инжекторных машин?

Однозначного ответа на этот вопрос  нет. Существуют два распространённых  мнения. Теоретики говорят, что отключать насос не надо, так как могут повредиться форсунки. Практики утверждают, что с форсунками ничего не случиться, а отключением бензонасоса можно сохранить ресурс этого насоса. Компромиссом является такой вариант: отключать бензонасос, но заводиться на бензине, чтобы не повредить форсунки-это больше применимо для 2-поколения. На современном газобаллонном оборудовании 4-поколения бензонасос отключать нельзя.

 

Где получить бумажку для ГАИ-ГИБДД?

Сначала выясним какие бумаги нужны. Из всех документов может потребоваться только свидетельство об опрессовке баллона. Этот документ не надо возить с собой, он требуется только при прохождении техосмотра. При установке ГБО в нашем автосервисе, мы предоставляем все необходимые документы.

ГБО и ГАИ-ГИБДД

Одно время остро стоял вопрос о том, что сотрудники ГИБДД требовали внести изменения в регистрационные документы на автомобиль, а именно внести в раздел примечаний свидетельство о регистрации слова "установлено ГБО". Сейчас этой проблемы не существует, было несколько официальных ответов из ГИБДД в которых разъяснялось, что никаких изменений вносить не надо. Кроме этого были публикации в журнале "За рулем" на эту тему. Если Вы не верите, то можете сами увидеть эти документы.

Где брать разрежение для редуктора?

Разряжение надо брать максимально близко к дроссельной заслоне. Но это идеальный случай. Достаточно часто разрежение берут там же где берется разряжение для вакуумного усилителя тормозов, часто просто врезают тройник в этот патрубок. Но так делать не надо, во первых получается вмешательство в штатную тормозную систему (ГАИ за это не похвалит), а во вторых может получиться так, при торможении могут быть проблемы с подачей газа. Так что лучше всего врезать отдельный штуцер во впускной коллектор.

Как крепить трубку под днищем?

Трубка крепиться под днищем машины саморезами. Естественно саморезы вворачиваются не в саму трубку :). Существуют специальные скобы, которые продаются у установщиков ГБО, но можно сделать подобные скобы самому. Один из возможных материалов - это оцинкованное кровельное железо. (При выборе материала надо учесть, что вся грязь и вода с дороги будут на этих скобах). Железо режется на полоски шириной примерно 10-15 мм, далее трубка опорочивается этой полоской и уже эта полоска крепиться саморезом. Сам саморез не стоит вкручивать в днище автомобиля, вернее в его пол. Лучше всего пустить трубку вдоль какого-нибудь лонжерона или подрамника. При этом надо проследить, чтобы трубка ничем не смогла быть пережата. Кроме того не стоит пропускать трубку ближе 10-15 см от трубы глушителя. Если все же не удается проложить трубку далеко от глушителя, тогда надо обмотать трубку теплоизолятором (например асбестовым шнуром). Еще один ВАЖНЫЙ момент. на концах трубки (рядом с мультиклапаном и рядом с ГК) надо обязательно сделать парочку колец диаметром 10-15 см. Эти кольца нужны для того, чтобы если вдруг Вы задумаете чуть перенести ГК или баллон, или трубка лопнет (от частого отворачивания) тогда не придется прокладывать новую трубку под всем днищем, а просто воспользуетесь запасом который Вы оставили прокладывая трубку (муторно получилось, но мысль ясна).

Какой должен быть диаметр расходной и заправочной трубок?

Сначала про заправочную трубку. Естественно ее надо делать побольше, чтобы на заправке процесс заполнения баллона был максимально быстрый. То есть на заправочную магистраль надо использовать трубку диаметром 8 мм. Да и все ВЗУ тоже рассчитаны под эту трубку. Теперь про расходную трубку (от баллона до мотора). Не стоит делать эту трубку большим диаметром. Опят показал, что для мотора объемом менее двух литров вполне достаточно трубки диаметром 6 мм. Если у Вас мотор объемом более двух литров,  то не стоит рисковать и лучше сразу проложить трубку диаметром 8 мм.

Нужна ли вентиляция мультиклапана?

Здесь опять же есть противоречие жизни и ГОСТа. По ГОСТу вентиляция обязательно нужна! Производители мультиклапанов тоже с этим согласны и всегда в комплекте с мультиклапаном прилагается система вентиляции. Смысл этой вентиляции в том, что в случае утечки газа из баллона в районе мультиклапана или в случае утечек из соединения трубок с мультиклапаном, эта утечка сразу выводиться за пределы автомобиля. Для этого трубки заключены в толстые гофрированные шланги. Один конец этих шлангов закреплен на вентиляционной коробке  мультиклапана, а другой на специальной втулке, которая одним концом находится снаружи автомобиля. 

По жизни, если все установлено аккуратно и тщательно проверено на утечки, можно не делать этой вентиляции, тем более что в случае установки ВЗУ внутри багажника весь смысл вентиляции теряется. 

Обмыливание соединений

Для проверки герметичности газовых соединений применяют метод обыливания. Готовиться мыльный раствор (идеально подходит Фейри) причем чем гуще, тем лучше. И этот раствор кисточкой или губкой наноситься на места соединений. В случае утечки мыльный раствор начинает пузыриться. Для беспроблемной эксплуатации и в целях профилактики рекомендуется обмыливать ВСЕ соединения раз в месяц, но можно и раз в полгода, а можно вообще не обмыливать, если нет запаха газа и вы уверены в надежности соединений. Но как бы вы не были в этом уверены, желательно все же хоть иногда потратить несколько минут - это ваша безопасность и возможно жизнь.

Как соединять трубки

Между собой трубки лучше вообще не соединять! Но если уж пришлось, то есть два проверенных способа. Первый - это спайка трубок. Паять одну к другой не стоит, лучше найти трубку, у которой внутренний диаметр равен наружному соединяемых трубой и опаять все это вместе мощным паяльником качественным припоем и кислотой. Соединений получается крепким и надежным, но длительная вибрация или нагрузки могут ослабить это соединение. Второй способ - это развальцовка трубок наподобие тормозных трубок в автомобиле. Для этого надо иметь специальное устройство развальцовки (стоит не дорого) и соединитель, например от Запорожца. Такое соединение получается очень прочным и надежным (если правильно развальцевать трубки).

Как герметизировать соединения

Для герметизации используется или специальная ФУМ лента или надо разводить свинцовый сурик в олифе до густоты сметаны. 

Заводимся по холодной

По ГОСТу на ГБО мотор должен заводиться на газе при температуре до +5 градусов. Большинство из доступного газового оборудования позволяют заводиться и при более холодной температуре, хотя это может отрицательно сказаться на долговечности оборудования. Кроме того, если совсем не пользоваться бензином могут прийти в негодность резиновые части карбюратора. Так что лучше всего всегда (по холодной) заводиться на бензине и потом переходить на газ, таким образом будут "и волки сыты, и овцы целы". 

Газ на турбированный двигатель

Вопреки массовому мнению ГБО можно ставить на турбированные двигатели, но только ИНЖЕКТОРНОЕ ГБО. Этому типу ГБО не важно как сильно идет воздух в мотор, ГБО само, собственным давлением впрыснет столько газа, сколько нужно. 

ГБО и лямбда-зонд 

Это всесторонний вопрос, поэтому рассмотрим подробней. Итак, газ никак не влияет на долговечность лямбда-зонда (ЛЗ). В том смысле, что например этилированным бензином можно убить ЛЗ, а газом никак не получиться его убить - это первое. Второе - существую ГБО которые в своей работе используют показания ЛЗ, это правильные ГБО, лучше обратной связи еще ничего не придумали. И наконец третий момент - если Ваше ГБО не использует ЛЗ, но компьютер вашего впрыска (на инжекторных автомобилях) постоянно выдает ошибку о том, что ЛЗ работает не правильно. В этом случае надо использовать Эмулятор ЛЗ. Этот Эмулятор обманет ваш компьютер, и компьютер будет думать, что с ЛЗ все нормально. При езде на бензине Эмулятор надо отключать. 

Чем грозит самостоятельная установка ГБО?

Самостоятельная установка ГБО грозит только одной  проблемой - сложностью получения ТехОсмотра. Хотя и эту проблему можно решить, если пройти опрессовку своего ГБО, это будет единственной бумагой, которая нужна при ТехОсмотре. Если вы имеете желание и необходимые навыки чтобы самостоятельно установить ГБО - лучше ставьте сами, так как не все установщики одинаково хороши :). Были случаи когда и запаску просверливали и бензиновые шланги после "установки" слетали на ходу... Так что лучше уж самому... Тем более проблем-то никаких и нет!

Как узнать какое ГБО в моей купленной машине?

Можно конечно долго лазить по интернету и самому  пытаться идентифицировать свое оборудование. Но лучше задать вопрос в конференцию. Но при этом надо помнить - чем больше информации, тем быстрее и точнее можно получить ответ. Итак, открываем капот, записываем все что можно прочитать на редукторе или других частях ГБО, вспоминаем как называется сам автомобиль и этот максимум информации пишем в своем сообщении-вопросе. В 90% случаях удается быстро и точно определить тип Вашего ГБО. 

ГБО и момент зажигания

За несколько лет посетители конференции однозначно решили, что момент зажигания на газе должен быть раньше, чем на бензине, а вот на сколько именно - это пока еще вопрос. Собственно вариантов только три: или не менять угол, или делать раньше на ТРИ градуса, или делать раньше на ПЯТЬ градусов. Делать еще раньше не надо, это тоже решенный вопрос. Можно конечно подойти к этому вопросу с научной точки зрения и рассуждать о скорости горения и прочих вещах, но лучше просто поверить конференции и делать угол от 3 до 5 градусов раньше чем на бензине. НО именно РАНЬШЕ ЧЕМ НА БЕНЗИНЕ, а не 3-5 градусов от ВМТ!

Шлифовать ли головку блока под газ?

Так как у газа октановое число выше, чем у 92 бензина иногда возникают мысли чуть сошлифовать головку блока, увеличив тем самым компрессию. Но наверное все же не стоит так жестоко издеваться над двигателем, если конечно у Вас УАЗ и вы хотите и уверены в том, что будете ездить ТОЛЬКО на газе, тогда стоит шлифовать, а в другом случае наверное этого делать не стоит. Ведь если Вы сошлифуете головку, то потом придется ездить только на 95 или даже на 98 бензине!!! Оно Вам надо?!

ГБО и ошибки инжектора (CHECK ENGINE)

Иногда бывает так, что после установки ГБО на инжекторный двигатель при переходе на газ зажигается лампа неисправности инжектора. Если Вы ставили ГБО на станции, то бегом к установщикам и пусть они бьются над этим, это сугубо их проблемы (только смотрите, чтобы вам эту лампочку просто от блока не отключили). А если Вы самостоятельно ставили ГБО, то тогда лучше посоветоваться  с конференцией, такие вопросы не часты, так что коллективным разумом его можно осилить.  Как правило в этих ошибка виноват или ЛЗ (если он не используется, то надо делать его эмулятор), или форсунки (блок думает что они умерли) тоже надо эмулятор делать. Вообщем однозначного ответа на этот вопрос нет, лучше в конференцию на обсуждение!

Как часто менять воздушный фильтр при езде на газе?

Любое ГБО более чувствительно к чистоте воздушного фильтра (по сравнению с ездой на бензине). По этому рекомендуют менять воздушный фильтр чуть чаще, чем при езде на бензине. Ну допустим не раз в 15000 км, а раз в 10000-12000 км. Если расход газа Вашего автомобиля увеличился, то попробуйте посмотреть на воздушный фильтр. Если есть сомнения в его чистоте (например по полевым дорогам покатались) то лучше его сразу поменять.  

ГБО и свечи зажигания

Иногда распускаются слухи, что для газа нужны свечи, отличные от обычных, некоторые фирмы даже делают свечи с надписью LPG (типа для газа). Но опыт показывает, что для езду на газе подходят обычные свечи. Но самое главное чтобы эти свечи были исправными, так как плохая свеча - это вероятность "обратного хлопка", последствия которого для инжекторного мотора могут быть весьма плачевными.

Про переходники для заправки

Здесь речь пойдет о заправочных пистолетах, которые соединяются с ВЗУ. Практически на всех газовых заправках России заправочные пистолеты одинаковы. Им нужна ответная часть в виде буквы "Т", причем пистолет фиксируется за верхнюю часть этой буквы "Т". А других странах пистолеты могут быть другими, по этому существуют переходники. Например в России очень распространено итальянское оборудование, так вот в итальянский переходник нельзя подключить российский пистолет. В некоторых странах Скандинавии тоже есть уникальные пистолеты. Поэтому если Вы собираетесь ехать на газе за переделы Украины - узнайте, какие там заправочные пистолеты и купите нужный переходник. Переходники продаются в фирмах по установке ГБО или на крупных газовых заправках.

Бензонасос от ЗАЗа вместо штатного

Этот раздел касается только карбюраторных машин. Часто бывает так, что на газе не удается завестись, например когда холодно, или если случайно "залило" газом. Для того чтоб после этого завести машину на бензине надо сделать так, чтобы бензин попал в карбюратор. Это можно сделать или крутя несколько секунд стартер (от этого плохо и стартеру и аккумулятору особенно зимой), или открыть капот и подкачать бензонасосом вручную (надо выходить из машины, пачкаться). Но можно установить элетробензонасос от ЗАЗа и тогда чтобы подкачать бензин в карбюратор будет достаточно только нажать на кнопку. Насос ставиться в разрыв штатного бензопровода и не оказывает никакого влияния на работу штатной бензиновой системы. Кроме того особенность этого насоса в том, что он после того как создаст нужное давление отключиться сам, и включиться только когда давление в системе упадет. Но все равно лучше насос напитывать не через тумблер, а через кнопку.

 

Газовый впрыск от штатного блока инжектора

Периодически в конференции появляются люди, которые хотят использовать или штатные "мозги" инжектора для управления подачей газа. Или бывают попытки использовать штатную бензиновую рампа для подачи по ней газа. На сколько известно составителям удачных попыток использовать "мозги" не было, а вот подавать газ по штатной рампе получалось, но только на ХХ и ненадолго. Возможно кто-то продолжает свои эксперименты, нам об этом пока, к сожалению не известно.

Как установить баллон в АЗЛК-2141?

Я проездил 100ткм на 21412 (УЗАМ 1.7) с продольно установленным баллоном. Ставится туда банальная 50литровка от новогрудки. Я не озадачивался установкой бОльшего баллона, так как хотел оставить доступ к фонарю (заднему правому) по ходу машины без гимора. С установленным баллоном благополучно был перевезен двухкамерный стинол. Если бы я сейчас опять поставил бы продольно, то расположил бы его наверное слева с асбестовым теплоизолом от пола и глушака. НО... У меня маленький ребенок. продольный баллон упирается в спинку заднего сиденья, а психов на дороге хватает. После увиденного на дороге краш-теста 2141 с ударом в жопу до арок колес, я промерил и понял, что от такого удара мой баллончик выдавил бы спинку сиденья и пошел бы гулять дальше. От греха баллон в связи с заменой кузова по старости был установлен все-таки поперечно в наименее деформируемой зоне. В ближайшие дни заменю 50л российско-белорусский на 63 от Ланди рензо, и поставлю его через переходник, чтобы в случае съема (в турпоездке спальные места нужны!) откручивать не штуцер на мультике, а просто разъединять трубку.

ЗЫ. Продольно 50л должен встать на 2108,9 но без зазора с задним фонарем. В Солнцево видел тор-баллон на 50 л вместо запаски. Это для Вазов оптимально. Но дорогой сволочь - около 5 тыс руб!

 

ГБО и свечи зажигания

Бытует мнение, что для газа нужны свечи, отличные от обычных. Некоторые фирмы даже делают свечи с надписью LPG, «для газа». Но опыт показывает, что для езды на газе подходят обычные свечи. Главное, чтобы эти свечи были исправными, так как плохая свеча — это вероятность «обратного хлопка», последствия которого для инжекторного мотора могут быть весьма плачевными.

 

Правда, что газовое топливо снижает ресурс двигателя?

Нет, неправда. На самом деле применение газового топлива увеличивает ресурс двигателя в 1,5-2 раза. Октановое число газовой смеси составляет 102-104 единицы, поэтому отсутствует детонационный режим работы двигателя. Газовая смесь менее агрессивная среда, по сравнению с бензином, она не смывает масляную плёнку со стенок цилиндров двигателя. Возрастает ресурс цилиндро-поршневой группы, сроков замены свечей и масла.

 

Правда, что автомобили на газовом топливе более пожароопасны, чем бензиновые?

Неправда. Если рассмотреть газ и бензин с физической точки зрения — температура вспышки паров бензина ниже, чем у газа. Т.е. при прочих равных условиях разлитый бензин легче воспламенить.

Газовое топливо храниться на борту автомобиля в газовом баллоне с толщиной стенки 4-5 мм. На легковых автомобилях он устанавливается в багажном отделении, что препятствует его повреждению при ДТП. Трубки по которым газ поступает в двигатель устанавливаются параллельно бензиновой магистрали.

 

У автомобилей работающих на газовом топливе присутствует запах газа в салоне?

Появление запаха газа свидетельствует о наличии утечек. В этом случае необходимо перекрыть подачу газа из баллона и обратиться в сервисный центр. У исправной газовой системы утечка газа полностью исключается.

 

Двадцать самых распространенных причин повышенного расхода топлива.

  • 10% — из-за неправильно выставленного зазора в свечах зажигания и перебои в работе свечей зажигания;
  • 1% — из-за позднего зажигания. Отклонение на один градус способствует увеличению расхода на один процент;
  • Дальний свет фар автомобиля увеличивает расход топлива на 10%, а ближний свет на 5%;
  • 10% — из-за низкой температуры охлаждающей жидкости;
  • 20% — при езде на не прогретом двигателе автомобиля;
  • Перерасход из-за повышенного износа цилиндро–поршневой группы двигателя автомобиля. На каждую сниженную атмосферу припадает 10% перерасхода;
  • 10% — из-за износа кривошипно–шатунного механизма;
  • 10% — из-за износа сцепления;
  • 20% — неправильно отрегулированные зазоры клапанов или износ газораспределительного механизма;
  • 15% — из-за плохого наката (перетянутые подшипники ступиц);
  • 10% — из-за не отрегулированного развала схождения;
  • 9% — на каждые 0,5 кг/см2 пониженного давления в шинах;
  • 10% — на каждые 100 килограмм груза. Кроме того, багажник на крыше (пустой) увеличивает расход на 5%, а полный на 40%, прицеп на 60%;
  • 50% — зависит от манеры езди;
  • 10% — из-за несвоевременной замены воздушного фильтра;
  • 50% — из-за проблем, связанных с системой (карбюратор или бензонасос);
  • 5% — из-за применения бензина, имеющего низкое октановое число;
  • 10% — из-за деформированных моторов, имеющих низкую степень сжатия;
  • 10% — из-за встречного ветра;
  • 10% — в связи с движением по дороге, которая имеет низкий коэффициент сцепления.

Наши партнеры

Автомобили - каталог сайтов фирм и компаний, Кировоград - Каталог компаний, фирм и веб-сайтов Украины, Кировоград. Добавить сайт в каталог Техническое обслуживание, Автомобили, Кировоград.

Строительный портал ДивоСтрой Украина
ДивоСтрой Украина это информационно - торговый портал по строительству, где Вы можете найти строительные компании в Украине , объявления, цены, новости и статьи про строительство, ремонт, строительные материалы, отделочные материалы, сырье, строительное оборудование и услуги в области строительства, дизайна и проектирования, монтажа, обслуживания инженерных и интеллектуальных систем.

Бесплатные объявления в Новосибирске
Сайт бесплатных объявлений для частных лиц и предприятий Новосибирска



Мы переезжаем!!!

Уважаемые клиенты и гости сайта,

автосервис "Гараж" временно приостанавливает свою работу

в связи с переездом на новое место.

Мы искренне извиняемся перед всеми пользователями за причиненные неудобства.